Функциональная грамотность
Функциональная
грамотность.
Система заданий и диагностических
материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария
международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий
и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом
используются все отечественные инновационные разработки в данной
области.
Разрабатываемая система заданий
и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных
и методических материалов с учетом переориентации системы образования
на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные
с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью обучающихся
и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий
поведения обучающихся в различных ситуациях.
Задания, объединенные в тематические
блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной
грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок
заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное,
как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся
к этой ситуации. Обучающиеся должны выполнить задания, используя знания
из различных предметных областей. Их последовательное выполнение
способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики
погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания
и умения, а также приобретают как новые знания,
так и функциональные навыки.
Выполнение заданий проводится
на компьютерах в режиме онлайн. Ответы обучающихся проверяются
автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.
В качестве основных составляющих
функциональной грамотности выделены: математическая, читательская,
естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции
и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей
является способность действовать и взаимодействовать с окружающим
миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты,
размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать
в социальной жизни |
2. Естественно-научная
грамотность |
Способность человека занимать
активную гражданскую позицию по вопросам, связанным
с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах:
применять математические рассуждения; использовать математические понятия
и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
совокупность знаний, навыков
и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих
к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
способность продуктивно
участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей,
направленных на получение инновационных и эффективных решений,
и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
сочетание знаний, умений,
взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых
при личном или виртуальном взаимодействии с людьми,
которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии
отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Нормативные
документы.
Банк
заданий по функциональной грамотности.
Глобальные компетенции
Основные
подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы
Диагностическая
работа для учащихся 5 классов
Диагностическая
работа для учащихся 7 классов
Читательская грамотность
Основные
подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы
Диагностическая
работа для учащихся 5 классов
Диагностическая
работа для учащихся 7 классов
Математическая грамотность
Основные подходы
к оценке математической грамотности учащихся основной школы
Диагностическая
работа для учащихся 5 классов
Диагностическая
работа для учащихся 7 классов
Естественнонаучная грамотность
Основные подходы
к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
Диагностическая
работа для учащихся 5 классов
Диагностическая
работа для учащихся 7 классов
Финансовая грамотность
Основные подходы
к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
Диагностическая
работа для учащихся 5 классов
Диагностическая
работа для учащихся 7 классов
Креативное мышление
Основные
подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы
Диагностическая
работа для учащихся 5 классов
Диагностическая
работа для учащихся 7 классов
Методические
материалы
«Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы»
Сборник задач
по математике (в рамках международного исследования PISA)
Учебно-методическое
пособие «Развитие функциональной грамотности на уроках математики»
Диагностическая
работа №1 для учащихся 7 классов(математическая грамотность) с критериями
оценивания
Диагностическая
работа №2 для учащихся 7 классов(математическая грамотность) с критериями
оценивания
Ковалева
Г.С. «Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности»
Задания
по математике и географии
Материалы
для учителя
5
класс
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Глобальные
компетенции
Характеристики
работы и система оценивания. Глобальные компетенции
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская
грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Читательская грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая
грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Математическая грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности.
Естественнонаучная грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности.
Финансовая грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Финансовая грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Креативное
мышление
Характеристики
работы и система оценивания. Креативное мышление
6 класс
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Глобальные
компетенции
Характеристики
работы и система оценивания. Глобальные компетенции
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская
грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Читательская грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая
грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Математическая грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности.
Естественнонаучная грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности.
Финансовая грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Финансовая грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Креативное
мышление
Характеристики
работы и система оценивания. Креативное мышление
7класс
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Глобальные
компетенции
Характеристики
работы и система оценивания. Глобальные компетенции
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская
грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Читательская грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая
грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Математическая грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности.
Естественнонаучная грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности.
Финансовая грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Финансовая грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Креативное
мышление
Характеристики
работы и система оценивания. Креативное мышление
8 класс
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Глобальные
компетенции
Характеристики
работы и система оценивания. Глобальные компетенции
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская
грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Читательская грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая
грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Математическая грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности.
Естественнонаучная грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности.
Финансовая грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Финансовая грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Креативное
мышление
Характеристики
работы и система оценивания. Креативное мышление
9 класс
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Глобальные
компетенции
Характеристики
работы и система оценивания. Глобальные компетенции
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская
грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Читательская грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая
грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Математическая грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности.
Естественнонаучная грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности.
Финансовая грамотность
Характеристики
работы и система оценивания. Финансовая грамотность
Открытый
банк заданий для формирования функциональной грамотности. Креативное
мышление
Характеристики
работы и система оценивания. Креативное мышление
Банки заданий по функциональной грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности
- Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности
учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной
грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности
от издательства «Просвещение»
- Открытые задания PISA
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
ФГБНУ ФИПИ
- Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы:
- ГИД (скачать) (посмотреть)
- Руководство пользователя (скачать) (посмотреть)
- Функциональная грамотность - банк заданий (скачать) (посмотреть)