Функциональная грамотность

Функциональная грамотность.

Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью обучающихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Обучающиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы обучающихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

 

​​1. Читательская грамотность

​Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2. Естественно-научная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

​3. Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4. Финансовая грамотность​

​совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5. Креативное мышление

​способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции

​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

 

Нормативные документы.

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

 

 

 

                         

Банк заданий по функциональной грамотности.

Глобальные компетенции

Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Читательская грамотность

Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Математическая грамотность

Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Естественнонаучная грамотность

Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Финансовая грамотность

Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Креативное мышление

Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов


Методические материалы

«Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Сборник задач по математике на развитие функциональной грамотности учащихся под ред. Канапьянова Г.И.

Сборник задач по математике (в рамках международного исследования PISA)

Учебно-методическое пособие «Развитие функциональной грамотности на уроках математики»

Диагностическая работа №1 для учащихся 7 классов(математическая грамотность) с критериями оценивания 

Диагностическая работа №2 для учащихся 7 классов(математическая грамотность) с критериями оценивания 

Презентация «Вопросы содержания и управления методической работой по формированию функциональной грамотности»

Ковалева Г.С. «Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности»

Задания по математике и географии


Материалы для учителя

5 класс 

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Глобальные компетенции

Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Читательская грамотностьХочу такой сайт

Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Математическая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Креативное мышление

Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление

6 класс

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Глобальные компетенции

Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Читательская грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Математическая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Креативное мышление

Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление

7класс

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Глобальные компетенции

Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Читательская грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Математическая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Креативное мышление

Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление

8 класс

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Глобальные компетенции

Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Читательская грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Математическая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Креативное мышление

Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление

9 класс

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Глобальные компетенции

Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Читательская грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Математическая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Креативное мышление

Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление

 

Банки заданий по функциональной грамотности

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».